В послевоенные годы для многих людей, потерявших способность самостоятельно двигаться, остро стоял вопрос о транспорте для передвижения. У инвалидов Отечественной войны не было даже инвалидных колясок. Выходили из положения с помощью деревянного ящика с подшипниками вместо колес, отталкиваясь от дороги деревянными колодками. Но вскоре был создан трицикл «Киевлянин».
Он был укомплектован приводом на одно заднее колесо, управлялся посредством рычага, вместо руля. Двигатель «Киевлянина» был объемом всего 98 кубических сантиметров, его мощности едва хватало для поездки в магазин по ровной дороге. Небезынтересно и то, что одновременно с «Киевлянином», подобные транспортные средства разрабатывали и Seat, Volkswagen, Renault и еще многие другие европейские производители.
В 1952 году появилась первая «инвалидка» с закрытым кузовом — «С-1л», впервые сошедшая с линии «Серпуховского мотоциклетного завода». При всех своих недостатках она обеспечивала защиту от непогоды и относительный комфорт. В салоне не было отопителя, а от шума мотоциклетного двигателя, закладывало уши. Мотоколяска была оснащена мотоциклетным рулем, задние колеса имели независимую подвеску. Скорость машины ограничивалась 30 км/ч.
Конструкторами «Горьковского автозавода» в 1958 году был создан экспериментальный проект автомобиля «ГАЗ-18» с ручным управлением. Он был оснащен двухцилиндровым двигателем объемом 0,5 л, автоматический КПП с гидротрансформатором, как на представительском «ЗИМе», что дало возможность обойтись без педали сцепления и упростить управление транспортным средством.
Для комфортной посадки были предусмотрены соответствующие размеры дверок, было увеличено пространство салона, сидение было регулируемым. Однако руководство страны сочло слишком затратным для народного хозяйства производить его, поэтому в производство «ГАЗ-18» не запустили.
Конструкторское бюро «Серпуховского завода», учтя недоработки конструкции «С-1л», создали «С3А» – классическую инвалидку. Однако отечественные автолюбители, не посчитали ее за автомобиль, называли мотоколяской. Она стала героем анекдотов, а ее модификация «СЗД» – кинозвездой, ее снял режиссёр Л. Гайдай в классической комедии «Операция Ы».
Вопреки всем насмешкам машина была прогрессивная, в ней впервые использовали ручное рулевое управление и независимую подвеску всех колес, в салоне было достаточно пространства для ног, двигатель оснастили электростартером. Габариты транспортного средства делали его чрезвычайно маневренным. Только осенью 1997 года выпуск «С3Д» был прекращен.